Рауль Валленберг – шведский дипломат, которого в 1944 году отправили в занятый нацистами Будапешт, чтобы работая в посольстве нейтральной Швеции, он мог спасать венгерских евреев. По разным данным Валленбергу удалось спасти от гибели и концлагерей до 100 тыс. евреев. В январе 1945 года Будапешт был занят советскими войсками, и почти в тот же день Валленберг был арестован. Его этапировали в Москву и содержали в Лубянской внутренней тюрьме. Дальнейшая его судьба достоверно неизвестна.
В 1957 году советское правительство сообщило, что он умер 17 июля 1947 года. Единственное свидетельство о его смерти - рапорт тюремного врача Смольцова на имя Абакумова, который сообщает, что Валленберг "сегодня ночью в камере внезапно скончался предположительно вследствие наступившего инфаркта миокарда".
Но даже если принять эту версию, то остается вопрос, с чего бы здоровый 34-летний человек скончался от сердечного приступа? Насколько может быть объективна эта информация?
"Почему же так случилось, что записку Смольцова представили российско-шведской комиссии, а ничего больше не представляли? Разве трудно было представить акт о кремации? Разве сложно было представить еще какие-то документы, если они существовали? Нет. Мой вывод очень простой и лаконичный: российская сторона избегала открывать всё, что напрямую указывало на убийство. Российской власти было очень сложно объясняться по этому вопросу, потому что если скажешь, что убили, то возникают еще десятки дополнительных вопросов. Чей приказ? Как был выполнен? Кто это сделал? Как прятали следы? Когда же предъявляется рапорт Смольцова, где написано: умер, предположительно, от инфаркта, то вопросов гораздо меньше", – считает Никита Петров.
Последний запрет на допуск к документам, которые имеют отношение к содержанию Валленберга в советской тюрьме, был дан в феврале этого года. Племянница Рауля Мари Дюпюи хотела получить доступ к страницам журнала вызова заключенных на допрос и к журналам регистрации прибытия заключённых и изъятых у них вещей. Мосгорсуд поддержал отказ ФСБ в доступе к этим документам, потому что требуемая информация может опорочить третьих лиц.